Крис Баранюк
Журналист «Технологии бизнеса».
Если вы хотите понять, как правительства могут стимулировать рост новых технологий, обратите внимание на таксомоторные парки Пекина.
Пять лет назад город объявил о планах запретить использование такси, работающих на ископаемом топливе. Сегодня тысячи автомобилей работают на батареях. И водителям этих электромобилей (EV) также не нужно беспокоиться о том, чтобы тратить время на зарядных станциях.
Многие электрические такси в Пекине и десятках других городов Китая просто едут на станцию замены аккумуляторов, где машина вытаскивает разряженный аккумулятор и устанавливает заряженный за считанные минуты.
«Они хотят поехать туда и заработать немного денег, поэтому они определенно не хотят ждать два часа для зарядки электромобиля», — объясняет И-Юн Лиза Хси из Национального тайваньского университета.
Это лишь одна грань все более разнообразного и бурно развивающегося рынка электромобилей в Китае. Представители общественности также скупают электромобили в беспрецедентных количествах.
В июле Китайская ассоциация легковых автомобилей прогнозировала , что в 2022 году в стране будет зарегистрировано 6 миллионов новых электромобилей, что является пересмотром ее предыдущего прогноза о 5,5 миллионах электромобилей, которые будут проданы в этом году.
Согласно последним данным, в сентябре у Tesla был лучший месяц в Китае, когда было продано 83 135 автомобилей.
Почти четверть всех автомобилей, недавно зарегистрированных в Китае, в настоящее время являются электрическими или подключаемыми гибридными автомобилями , а это означает, что страна опережает Европу и значительно опережает США по внедрению этих технологий. Половина электромобилей мира продается в Китае .
И это в значительной степени обусловлено правительственными мандатами и стимулами, говорит г-жа Се. Уже более десяти лет правительство Китая субсидирует покупку электромобилей. Стоимость этих субсидий со временем упала, и они должны прекратиться к 2023 году, но все еще есть множество причин, по которым покупка электромобиля не представляет никакой финансовой проблемы.
Многим покупателям новых автомобилей, работающих на ископаемом топливе в Китае, приходится платить не только за машину, но и за номерной знак. «Это очень дорого, — говорит г-жа Се. Новый номерной знак в Шанхае стоит почти 100 000 юаней (12 500 фунтов стерлингов; 14 000 долларов США).
Есть и другие преимущества, если вы выберете электромобиль, хотя они различаются от города к городу. В Лючжоу власти разрешили владельцам электромобилей ездить по полосам для автобусов. И они также получают доступ к бесплатным парковочным местам.
Кроме того, существует потенциально непреодолимая цена некоторых автомобилей. Wuling Hong Guang Mini EV противостоит тенденции к тому, что электромобили являются относительно дорогим вариантом.
Базовая версия этого изящного автомобиля без излишеств стоит эквивалент всего 4200 фунтов стерлингов и понравится горожанам и начинающим владельцам автомобилей, говорит Джон Хикави, президент и директор Stormcrow Capital, консалтинговой и исследовательской фирмы.
«Это автомобили, которые можно продавать и через большую часть Азии», — добавляет он.
Hong Guang Mini в настоящее время является самым популярным электромобилем в Китае. Но на другом конце ценовой шкалы есть множество вариантов, таких как Tesla Model Y (49 000 фунтов стерлингов) или Xpeng P7 (30 410 фунтов стерлингов). Оба входят в список 10 самых продаваемых электромобилей в Китае .
Китайский рынок электромобилей чрезвычайно конкурентен, и многие компании борются за место на нем. Согласно недавнему сообщению информационного агентства Reuters , даже авиакомпания Juneyao хочет начать производить электромобили .
«Для этих производителей созданы очень хорошие условия для разработки технологий», — говорит Педро Пачеко, аналитик Gartner, отмечая, что диапазон, предлагаемый некоторыми аккумуляторными электромобилями в Китае, особенно хорош.
И производители оснащают электромобили более высокого класса информационно-развлекательными системами и другими гаджетами, пытаясь привлечь потребителей.
Но над безумием по поводу электромобилей в Китае витают два больших вопроса. Во-первых, продержится ли? И, во-вторых, как это повлияет на мировой рынок электромобилей?
Ана Николлс, директор по отраслевому анализу в Economist Intelligence Unit, говорит, что была удивлена тем, как быстро в последнее время электромобили исчезли из дилерских центров в Китае, но утверждает, что с отменой субсидий для покупателей новых автомобилей аппетит к электромобилям снизился. может угаснуть.
«Трудно представить, как рынок электромобилей сможет продолжать расширяться такими темпами в будущем», — говорит она.
Инфраструктура зарядки по-прежнему распределена неравномерно и подвержена проблемам с поставками — некоторые зарядные станции были недавно сокращены из-за падения производства электроэнергии, вызванного мегазасухой, поразившей некоторые районы Китая.