Марк Дженкинс, эксперт F1 Марк Дженкинс, эксперт F1 full screen background image

Марк Дженкинс, эксперт F1

346

Дэниел Томас
Деловой репортер, BBC News, Давос
Ни для кого не секрет, что гонки Формулы-1 — вид спорта, загрязняющий окружающую среду, или что его предыдущий владелец Берни Экклстоун не особенно интересовался экологичностью.

Но все изменилось с тех пор, как в 2017 году элитная гоночная серия была передана американскому медиа-гиганту Liberty Media. В прошлом году F1 объявила о своем первом в истории плане устойчивого развития с амбициозной целью стать «углеродно-нейтральной» к 2030 году.

Когда я встречаюсь с Ятом Гангакумараном — человеком, ответственным за руководство планом — на Всемирном экономическом форуме в Давосе, он стремится дистанцироваться от старой спортивной гвардии, хотя и не комментирует пребывание г-на Экклстоуна на посту.

«Еще 10-15 лет назад спорт не управлялся зрелым образом — как правило, бывшими игроками, а не профессионалами бизнеса. Он стал намного более профессиональным и догоняет другие отрасли, в том числе в области устойчивого развития».

Льюис Хэмилтон о своей миссии стать «углеродно-нейтральным»
Углеродный след Формулы 1 является «материальным», говорит он, но он не имеет ничего общего с автомобилями, которые являются одними из самых экономичных на планете благодаря своей легкой конструкции и инновационным гибридным двигателям.

Основная проблема заключается в самих гонках — всего их 22 в этом году — которые требуют доставки большого количества оборудования, автомобилей и людей по всему миру, часто самолетами. В 2019 году каждая из 10 спортивных команд набрала в среднем по 110 000 авиамиль.

Кроме того, существует огромное количество выбросов CO2, производимых 500 миллионами болельщиков F1 по всему миру, которые путешествуют повсюду, чтобы увидеть спорт.

Из-за этого цель на 2030 год кажется дико амбициозной, но как директор по стратегии F1 г-н Гангакумаран оптимистичен: «Нет смысла просто выбрасывать цель и использовать ее в качестве маркетингового трюка. В конечном итоге вы будете привлечены к ответственности, и вы должны. »

Бывший руководитель Sky Sports, которому всего 31 год, кажется искренним, но некоторые части плана Формулы-1 вызывают вопросы.

Во-первых, следует отметить, что план будет нацелен только на выбросы, возникающие в результате деятельности бизнеса F1, который управляет серией, и отдельных команд, которые соревнуются.

По данным Liberty Media, которая впервые в прошлом году рассчитала углеродный след F1, это составляет около 256 000 тонн эквивалента CO2 в год.

Но план не покроет выбросы, создаваемые вентиляторами, а это гораздо большая часть проблемы. Если их учесть, то след Формулы-1 возрастет примерно до 1,9 млн тонн эквивалента CO2.

«Мы думаем, что слишком сложно контролировать то, что делают наши поклонники, потому что они в конечном счете являются их собственными хранителями. Поэтому мы считаем наиболее уместным и достижимым сосредоточиться на том, что мы действительно контролируем», — говорит г-н Гангакумаран.

Тем не менее, Liberty будет поощрять болельщиков использовать общественный транспорт, чтобы добраться до соревнований Формулы-1, или компенсировать свои авиаперелеты, если они летают. Он также пообещал сделать гонки устойчивыми к 2025 году, включая запрет одноразового пластика.

Этот вид спорта также продолжит свою деятельность по всему миру, и, хотя г-н Гангакумаран говорит, что его абсолютный углеродный след уменьшится, ему придется полагаться на некоторую компенсацию выбросов углерода.

Это может разозлить самых яростных защитников окружающей среды, которые рассматривают компенсацию — например, посадку деревьев, чтобы компенсировать ваши выбросы — как отговорку.

Но г-н Гангакумаран говорит, что бизнес сведет его к минимуму и должен быть реалистичным. «Мы — глобальный вид спорта, и у нас есть поклонники по всему миру, которые хотят увидеть Ф1. Для этого нужны путешествия».

Бизнес также планирует потратить больше на передачу собственных устойчивых технологий в более широкий мир, в чем у него есть большой опыт.

За свою 70-летнюю историю Формула-1 стала пионером в области аэродинамики и эффективных тормозных систем, которые нашли применение в повседневных дорожных автомобилях.

Другие отрасли тоже выиграли. Возьмем, к примеру, аэродинамическое крыло в стиле F1, прикрепленное к холодильным шкафам, что в некоторых супермаркетах снизило затраты на охлаждение примерно на 15%.

Лента, результат сотрудничества Williams Advanced Engineering и Aerofoil Energy, была развернута Sainsbury’s в 1400 супермаркетах и ​​магазинах шаговой доступности в 2017 году.

Профессор Марк Дженкинс, эксперт F1 из Университета Крэнфилда, говорит, что цель Liberty Media на 2030 год очень амбициозна и заслуживает похвалы. «Но достижимо ли это — другой вопрос».

Он отмечает, что в этом году Формула-1 увеличила количество гонок с 21 до 22, а Гангакумаран признает, что в планах еще несколько гонок.

Профессор Дженкинс говорит: «Один из очевидных способов уменьшить углеродный след — сократить количество гонок. Но Ф1 также необходимо увеличить продажи, поэтому здесь возникает напряженность».

Кроме того, в 2022 году в этом виде спорта будет введен предел затрат, поскольку он стремится выровнять конкуренцию между командами. Тройка лидеров — Mercedes, Red Bull и Ferrari — пострадает сильнее всего.

«Это ограничит то, что они могут потратить в то время, когда их также просят стать более устойчивыми. Действительно ли это разумно?» говорит профессор Дженкинс.

Контракты Liberty Media с командами F1 будут продлены в конце этого года.

Но г-н Гангакумаран говорит, что фирма ведет предварительные переговоры, и он совершенно уверен, что команды повторно подпишут контракт.

Он добавляет, что Liberty учла растущее число гонок в своем плане по сокращению выбросов углерода, и что их будет только одна или две. Он добавляет, что более устойчивое развитие может сэкономить деньги Формулы-1.

Все внимание будет приковано к F1, поскольку она движется к своей цели. Он также сталкивается с жесткой конкуренцией в области устойчивого развития со стороны таких мероприятий, как чемпионат мира по футболу, который к 2022 году может стать углеродно-нейтральным.

«Нельзя сказать, что все на 100%, но мы бы не ставили эти цели, если бы они не были достаточно амбициозными или если бы мы не думали, что сможем их достичь», — говорит г-н Гангакумаран. «Самое главное, что наши фанаты полностью поддерживают нас в этом».


TAG