Дэниел Томас
Деловой репортер, BBC News, Давос
Ни для кого не секрет, что гонки Формулы-1 — вид спорта, загрязняющий окружающую среду, или что его предыдущий владелец Берни Экклстоун не особенно интересовался экологичностью.
Но все изменилось с тех пор, как в 2017 году элитная гоночная серия была передана американскому медиа-гиганту Liberty Media. В прошлом году F1 объявила о своем первом в истории плане устойчивого развития с амбициозной целью стать «углеродно-нейтральной» к 2030 году.
Когда я встречаюсь с Ятом Гангакумараном — человеком, ответственным за руководство планом — на Всемирном экономическом форуме в Давосе, он стремится дистанцироваться от старой спортивной гвардии, хотя и не комментирует пребывание г-на Экклстоуна на посту.
«Еще 10-15 лет назад спорт не управлялся зрелым образом — как правило, бывшими игроками, а не профессионалами бизнеса. Он стал намного более профессиональным и догоняет другие отрасли, в том числе в области устойчивого развития».
Льюис Хэмилтон о своей миссии стать «углеродно-нейтральным»
Углеродный след Формулы 1 является «материальным», говорит он, но он не имеет ничего общего с автомобилями, которые являются одними из самых экономичных на планете благодаря своей легкой конструкции и инновационным гибридным двигателям.
Основная проблема заключается в самих гонках — всего их 22 в этом году — которые требуют доставки большого количества оборудования, автомобилей и людей по всему миру, часто самолетами. В 2019 году каждая из 10 спортивных команд набрала в среднем по 110 000 авиамиль.
Кроме того, существует огромное количество выбросов CO2, производимых 500 миллионами болельщиков F1 по всему миру, которые путешествуют повсюду, чтобы увидеть спорт.
Из-за этого цель на 2030 год кажется дико амбициозной, но как директор по стратегии F1 г-н Гангакумаран оптимистичен: «Нет смысла просто выбрасывать цель и использовать ее в качестве маркетингового трюка. В конечном итоге вы будете привлечены к ответственности, и вы должны. »
Бывший руководитель Sky Sports, которому всего 31 год, кажется искренним, но некоторые части плана Формулы-1 вызывают вопросы.
Во-первых, следует отметить, что план будет нацелен только на выбросы, возникающие в результате деятельности бизнеса F1, который управляет серией, и отдельных команд, которые соревнуются.
По данным Liberty Media, которая впервые в прошлом году рассчитала углеродный след F1, это составляет около 256 000 тонн эквивалента CO2 в год.
Но план не покроет выбросы, создаваемые вентиляторами, а это гораздо большая часть проблемы. Если их учесть, то след Формулы-1 возрастет примерно до 1,9 млн тонн эквивалента CO2.
«Мы думаем, что слишком сложно контролировать то, что делают наши поклонники, потому что они в конечном счете являются их собственными хранителями. Поэтому мы считаем наиболее уместным и достижимым сосредоточиться на том, что мы действительно контролируем», — говорит г-н Гангакумаран.
Тем не менее, Liberty будет поощрять болельщиков использовать общественный транспорт, чтобы добраться до соревнований Формулы-1, или компенсировать свои авиаперелеты, если они летают. Он также пообещал сделать гонки устойчивыми к 2025 году, включая запрет одноразового пластика.
Этот вид спорта также продолжит свою деятельность по всему миру, и, хотя г-н Гангакумаран говорит, что его абсолютный углеродный след уменьшится, ему придется полагаться на некоторую компенсацию выбросов углерода.
Это может разозлить самых яростных защитников окружающей среды, которые рассматривают компенсацию — например, посадку деревьев, чтобы компенсировать ваши выбросы — как отговорку.
Но г-н Гангакумаран говорит, что бизнес сведет его к минимуму и должен быть реалистичным. «Мы — глобальный вид спорта, и у нас есть поклонники по всему миру, которые хотят увидеть Ф1. Для этого нужны путешествия».
Бизнес также планирует потратить больше на передачу собственных устойчивых технологий в более широкий мир, в чем у него есть большой опыт.
За свою 70-летнюю историю Формула-1 стала пионером в области аэродинамики и эффективных тормозных систем, которые нашли применение в повседневных дорожных автомобилях.
Другие отрасли тоже выиграли. Возьмем, к примеру, аэродинамическое крыло в стиле F1, прикрепленное к холодильным шкафам, что в некоторых супермаркетах снизило затраты на охлаждение примерно на 15%.
Лента, результат сотрудничества Williams Advanced Engineering и Aerofoil Energy, была развернута Sainsbury’s в 1400 супермаркетах и магазинах шаговой доступности в 2017 году.
Профессор Марк Дженкинс, эксперт F1 из Университета Крэнфилда, говорит, что цель Liberty Media на 2030 год очень амбициозна и заслуживает похвалы. «Но достижимо ли это — другой вопрос».
Он отмечает, что в этом году Формула-1 увеличила количество гонок с 21 до 22, а Гангакумаран признает, что в планах еще несколько гонок.
Профессор Дженкинс говорит: «Один из очевидных способов уменьшить углеродный след — сократить количество гонок. Но Ф1 также необходимо увеличить продажи, поэтому здесь возникает напряженность».
Кроме того, в 2022 году в этом виде спорта будет введен предел затрат, поскольку он стремится выровнять конкуренцию между командами. Тройка лидеров — Mercedes, Red Bull и Ferrari — пострадает сильнее всего.
«Это ограничит то, что они могут потратить в то время, когда их также просят стать более устойчивыми. Действительно ли это разумно?» говорит профессор Дженкинс.
Контракты Liberty Media с командами F1 будут продлены в конце этого года.
Но г-н Гангакумаран говорит, что фирма ведет предварительные переговоры, и он совершенно уверен, что команды повторно подпишут контракт.
Он добавляет, что Liberty учла растущее число гонок в своем плане по сокращению выбросов углерода, и что их будет только одна или две. Он добавляет, что более устойчивое развитие может сэкономить деньги Формулы-1.
Все внимание будет приковано к F1, поскольку она движется к своей цели. Он также сталкивается с жесткой конкуренцией в области устойчивого развития со стороны таких мероприятий, как чемпионат мира по футболу, который к 2022 году может стать углеродно-нейтральным.
«Нельзя сказать, что все на 100%, но мы бы не ставили эти цели, если бы они не были достаточно амбициозными или если бы мы не думали, что сможем их достичь», — говорит г-н Гангакумаран. «Самое главное, что наши фанаты полностью поддерживают нас в этом».